Как и встарь, в наше время, собирая молодую к венцу, ей дают мыло, ветвь рябины, кусок рыбьей сети; мыло охраняет непорочность, рябина дает твердость, а сеть будет держать в повиновении; все это раньше клали невесте за пояс, сегодня - можно дать ей в пакете, а она во время венчания отдает его своей подружке.

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей Церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связана ли ты обещанием другому жениху?»
Ответ: «Нет, не связана».

Эти вопросы относятся не только к формальному обещанию вступить в брак с каким-то третьи лицом, но в основном подразумевают: не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязующую его по отношению к этому лицу.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в христианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно - главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным. По этой причине при переходе иноверцев в православие их браки признаются действительными (при условии, что такой брак не противоречит христианскому закону, иными словами, многоженство, многомужество и браки между близкими родственниками отвергаются).

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное осящение супружества Божьей благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом «Благословенно Царство...», которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты свяшенник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю...», «Благословен еси. Господи Боже наш...» и «Боже Святый, создавый от персти человека...».

Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.

Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, укрывающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их должен держать шафер над их головами, стоя у них за спиной.

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Прежде всего этими словами и увенчанием готов провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья - это, безусловно, малая церковь. Сейчас ей открывается путь в Царство Божие. Эта возможность может быть упущена, но сейчас, здесь, она есть. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, они становятся друг для друга в самом реальном смысле царем и царицей, в этом высший смысл венков на головах их.

Этим венчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему - это свидетельство Христа, а значит, распятие и страдание. Супружество, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность, которое «не умирает для себя» с тем, чтобы оказывать на Того, Кто превыше всего земного, нельзя назвать христианским. В супружестве Божием присутствие придает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть не разлучит», но покуда смерть не соединит их окончательно, после всеобщего Воскресения - в Царстве Небесном.

Отсюда исходит и третье и последнее значение венцов: они являются венцами Царства Божия. «Восприми венцы их в Царствии Твоем», - поизносит священник, снимая их с головы жениха и невесты, и это значит: приумножь этот брак в той совершенной любви, единственным завершением и полнотой которой является Бог.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им». И стих: «Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицеем Твоим».

Затем читается из послания святого апостола Павла к Ефесянам (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель.

После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника «Господи Боже наш, во спасительном...», в которой он проситу Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения уважаемой старости «с чистым сердцем делающая заповеди Твоя». Затем следует Просительная ектения.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати...», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш». В устах новобрачных она выражает решимость служить Господу своею малою церковью так, чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву. Осенив чашу крестным знамением, он дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные во единого человека пред Господом. Общая чаша - это общая судьба, с общими радостями, скорбями и утешениями.

Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее - своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При первом обхождении поется тропарь «Исайе, ликуй...», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы». Увенчанные как Спаситель на Крестном Страдании венцами, как победители земных страстей, новобрачные являют собой образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда во всех обстоятельствах жизни.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы.

По окончании торжественного шествия священник снимет венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты, и потому особенно торжественными:

«Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делай в правде заповеди Божия.

И ты, невесто, возвеличися якоже Сара, и возвеселися якоже Ребекка, и умножися якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранищи пределы закона, зане тако благоволи Бог».

Затем в двух последующих молитвах: «Боже. Боже наш» и «Отец, и Сын, и Святый Дух» священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

После обряда венчания священник произносит молитву на разрешение венцов, в которой он обращается к Господу с пожеланием благословить разрешение венцов и сохранить супружество нерасторжимым. Священник осеняет новобрачных крестом и забирает у них венчальные свечи. Молодых подводят к царским воротам, где жених целует икону Христа Спасителя, а невеста - образ Божьей Матери. После этого жених и невеста меняются местами и вновь прикладываются губами к образам. Далее молодые целуют крест, и священник вручает им две иконы (Спасителя — жениху и Пресвятой Богородицы — невесте), которые родственники новобрачных должны передать священнослужителю до начала обряда венчания.

В завершение обряда жениха и невесту объявляют мужем и женой. Все присутствующие в церкви поздравляют молодых. А сами новобрачные, по старой традиции, должны поцеловать иконы святых Космы и Дамиана, мучеников Гурия, Самона и Авива, которые считаются покровителями брака.

В самом конце церковного бракосочетания священник служит благодарственный молебен Господу Богу, по окончании которого совершает отпуст, называя имена Святых, покровительствующих молодым. После отпуста новобрачным возглашается многолетие».

http://svadbanet.ru/index.php?menuid=305