Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...» (Быт.: 1, 28).

«От Тебе бо сочетавается мужу жена, — сказано в молитве чина обручения. — Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в Таинство брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

Брачный обряд имеет свою древнюю историю.
Еще в патриархальный период брак считался особым установлением, но о брачных обрядах того времени мало что известно. Из истории женитьбы Исаака на Ревекке мы знаем, что он предлагал своей невесте подарки, что Елезар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшие времена истории Израиля брачные церемонии получили значительное развитие. Придерживаясь патриархального обычая, жених в присутствии посторонних лиц должен был прежде всего предложить невесте подарок, обыкновенно состоящий из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение желающих вступить в брак.

Для этого ставилась особая палатка под открытым небом: сюда в являлся жених в сопровождении нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн — «друзьями жениха». Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый, приходящий сюда!»

Потом невесту обводили трижды вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту свадебным покрывалом. Затем все присутствующие обращались к востоку; жених брал невесту за руки и они принимали ритуальные благопожелания от гостей. Подходил раввин, покрывал невесту священным покрывалом, брал в руки чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения.

Жених и невеста пили из этой чаши. После этого жених брал золотое кольцо и сам надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону «Моисея и изральтян». Далее прочитывался брачный договор в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. В то же время жених разбивал первую чашу, которую он до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или - о землю, если она была вдовой.

Этот обряд должен был напоминать о разрушении Иерусалима. После этого палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир - свадьба. Пир продолжался семь дней, в память о том, что Лаван некогда заставил Иакова работать в его доме 7 лет за Лию и 7 лет за Рахиль. В течение этого времени жених должен был передать невесте приданое и таким образом выполнить брачный договор.

При сравнении еврейского брачного обряда с христианским бросаются в глаза ряд сходных моментов, но главное то, что в христианском чинопоследовании брака постоянно встречаются

упоминания ветхозаветных праведников и пророков: Авраама и Сарры, Исаака и Ревеки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. По всей видимости, перед составителем христианского чинопоследования стоял образ ветхозаветного брака. Другое влияние, которому подвергся в процессе формирования христианский брачный обряд, имеет своим истоком греко-римскую традицию.

В христианстве брак благословляется с апостольских времен. Церковный писатель III век Тертуллиан говорил: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого её молитвами, благословляемого Богом!»

Чин самого браковенчания в древности совершался особой молитвой, епископским благословением и руковозложением в храме во время литургии. Свидетельством того, что браковенчание вводилось в древности в чин литургии, служит наличие ряда совпадающих СОСТАВНых элементов в обоих современных чинах: начальный возглас «Благословенно царство...», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас «И сподоби нас, Владыко...», пение «Отче наш» и, наконец, питье на общей чаши. Все эти элементы очевидным образом взяты из чинопоследования литургии похожи на Евхаристию (таинство Причащения).

В IV веке вошли в употребление брачные, венцы, возлагаемые на головы брачующихся (на Западе им соответствовали брачные покровы). Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы — Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное.

Несмотря на то что уже к XIII веку браковенчание совершалось отдельно от литургии, эти два таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени жених и невеста, желающие сочетаться таинством брака, готовят себя к причащению благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Тайн.

Вступление в брак - важное и радостное событие в жизни каждого человека. Оно означает начало существования семьи - основного, первичного звена любого общества. Это также основание маленького личного хозяйства - тоже первичного звена экономики. И недаром церковное венчание включает возложение на головы новобрачных венцов, подобий царских корон. Оно символизирует то, что семья - это хиленькое царство в земном смысле и маленькая церковь в смысле духовном.

Празднование заключения брака - свадьба - у русских в прошлом являлось, пожалуй, главным событием в жизни человека и потому сопровождалось огромным количеством обрядов и примет. Большинство обрядов носило веселый характер, нравилось народу, чем и объясняется живучесть многих из них.

В наше время рождаются новые обряды.

Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве.

Всеблагой Бог создал из праха земного человека и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил владыкою над всем земным. Господь создал из ребра Адама его жену - Еву, сопроводив это тайнодейственными словами: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.: 2, 18). И они пребывали в Эдеме до грехопадения, когда, преступив запрет, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева сделалась спутницей Адама на многотрудном земном пути и праматерью рода человеческого. Первая человеческая чета, получив от Бога обещание об Искупителе человечества и Попрателе сатаны (Быт.: 3, 15), была и первой хранительницей спасительного предания, которое затем, в потомстве Сифа, переходило живительным таинственным потоком из рода в род, указуя на ожидающееся пришествие Спасителя. Оно было целью первого завета Бога людям и после многих событий и пророчеств осуществилось в воплощении Иисуса Христа от Духа Святого Преблагославенной Приснодевы Марии, Новой Евы.

http://svadbanet.ru/index.php?menuid=300